О роли поддержки в терапевтической группе
Значимость поддержки и принятия в терапии переоценить трудно. Но эта идея, внушаемая всем психологам с первых курсов, в практике ведения групп иногда остается лишь идеей. На первое место в работе ведущего часто выходит азартный поиск «проблемных зон» и «слепых пятен», фрустрация участников с целью «сделать все как в жизни», конфронтация и сталкивание участников лбами для «придания динамики» и «работы с переносом».
Результатом подобной стратегии является замедление работы группы и снижение ее эффективности. А самое главное — подобная работа может быть очень травматичной для клиента. Ведь в группе каждая интервенция психолога многократно усиливается, благодаря эффекту эха.
Тем не менее, несмотря на все риски, жесткая, фрустрирующая работа ведущего — не редкость. Отчасти такое положение дел объясняется тем, что модели ведения групп приходят к нам с Запада. Западное общество конвенционально. Для западного человека группа иногда является чуть ли не единственным местом, где он может вступить в открытый конфликт и получить, таким образом, уникальный опыт. Поэтому конфликт в группе так ценен.
В нашей, российской, реальности все наоборот. Группа — то пространство, где человек может получить принятие и поддержку, отдохнуть от бесконечной и вездесущей агрессивности ближних своих. Для нас уникальный опыт заключается именно в этом — не конфронтировать по малейшему поводу, а быть понятым и принятым.
Конфронтация, критика, исследования гнева — все это необходимые элементы в групповой терапии. Но они, скорее, хороши как приправа к основному блюду: принимающим, поддерживающим, близким отношениям.
Групповая сплоченность — аналог терапевтических отношений в индивидуальной терапии. Трудно представить себе успешную терапию, в которой клиент побаивается сказать лишнее слово психологу. В группе с высоким уровнем конфликтности именно такая ситуация и возникает. Участнику проще отсидеться втихомолку, чем отважиться на самораскрытие или поэкспериментировать с поведением.
Учитывая тот факт, что главный способ установления групповых норм — поведение лидера, с которого участники берут пример. Поэтому, при работе с группой (особенно на начальном этапе) имеет смысл:
- Не нападать на участника. Даже в целях самозащиты или защиты другого, более «слабого» клиента.
- Не использовать другого участника или группу для давления или «воспитания» проблемного клиента.
- Признавать вклад участника в работу группы. Подчеркивать ценность участника для других участников и для группы в целом.
- Обращаться к сильным, положительным сторонам человека. Сначала похвалить, потом интерпретировать.
- Воспринимать участника всерьез. Он не ходячий диагноз, он взрослый человек.
- По возможности купировать заведомо провальное, неконструктивное поведение и, наоборот, поощрять конструктивное.
- Искать и предлагать объяснения неконструктивного поведения участника, чтобы другие участники и сам клиент могли понять истинные причины такого поведения. Понять — значит простить.
Люди — существа социальные. Одна из главных потребностей человека быть принятым неким сообществом. Если вспомнить этологию — потребность быть членом стаи. Сам факт принятия другими, поддержка от них, существенно повышает самооценку, что позволяет человеку начать решать те жизненные задачи, которые раньше казались неразрешимыми. У него появляется ценнейший ресурс — вера в себя, свои силы, свою нужность и самоценность.