Альянс Помогающих Практик

Психологи и психотерапевты, психологическая помощь в Санкт-Петербурге.

Тел.: +7 (812) 971-27-97

Пояснительная записка к Проекту Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации»

Пояснительная записка
к Проекту Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации»

Проект Федерального Закона «Об охране психологическогоздоровья граждан в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан вцелях преодоления разрозненности действий психологических служб, департаментови подразделений, унификации стандартов оказания психологических услугнаселению, гарантий качества и доступности психологической помощи и прекращениянезаконной налоговой деятельности частных предпринимателей в сферепсихотерапии, психологического консультирования и психологической помощи.

Психологическая деятельностьупоминается федеральными законами Российской Федерации:  от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»;  от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;  10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации»;  24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ;от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних»; от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственныхи муниципальных услуг»;  от 21 ноября2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;  от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»,

а также в Постановлениях Правительства РоссийскойФедерации:  от 20 апреля 1995 года № 383 Федеральнаяцелевая программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи(1995-1997)»;  от 25 ноября 1995 года №1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными имуниципальными учреждениями социального обслуживания»; от 8 июня 1996 года №670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи длялиц без определенного места жительства и занятий»;  от  12марта 1997 года № 288 «Об утверждении типового положения о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников сограниченными возможностями в развитии» (с изменениями от 10.03.2000, от23.12.2002); от 31 июля 1998 года № 867 «Об утверждении Типового положения обобразовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи» (с изменениями от 23.12.2002); от 27 ноября2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированныхучреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Психологическая деятельность натерритории субъектов Российской Федерации урегулирована  тремя десятками нормативных документов(перечисляются в хронологическом порядке):

Приказ № 225 Министерства здравоохранения СССР  от 21 марта 1988 года  (с изменениями от 13.02.1995 г.) "О мерахпо дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" (вместе с"Положением о психиатрической больнице"; "Положением опсихоневрологической больнице"; "Временным положением опсихиатрической больнице со строгим наблюдением"; "Временным положениемоб отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы";"Положением о психиатрическом отделении для больных с сочетанной тяжёлойсоматической и психической патологией (соматопсихиатрическом отделении)";"Положением о психоневрологическом отделении для больных спсихосоматическими расстройствами (психосоматическом отделении)";"Положением о дневном стационаре (отделении, палате) для психическибольных"; "Положением о ночном стационаре (отделении, палате) дляпсихически больных");

Закон РФ от 2 июля 1992 года«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Приказ № 333 Министерстваобразования Российской Федерации от 8 сентября 1992 года «Об утвержденииПримерного Положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательныхучреждениях»;

Приказ № 15 Федеральной службызанятости от 2 февраля 1994 года «Об утверждении Положения об организациипрофессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости»;

Приказ № 255 от 4 сентября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих вучреждениях здравоохранения Российской Федерации»;

(утратил силу в связи с изданием Приказа № 397 от 6ноября 2001 года Минздрава РФ) Приказ № 294 от 30 октября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«О психиатрической и психотерапевтической помощи» (вместе с"Положением о медицинском психологе, участвующем в оказаниипсихиатрической и психотерапевтической помощи", "Положением оспециалисте по социальной работе, участвующем в оказании психиатрической ипсихотерапевтической помощи", "Положением овраче-психотерапевте", "Положением о психотерапевтическомкабинете", "Положением о психотерапевтическом отделении","Положением о Федеральном научно-методическом центре попсихотерапии");

(утратил силу в связи с изданием Приказа № 395 от 4июня 2007 года Минздравсоцразвития РФ) Приказ № 245 (д)  от 13 июня 1996 года МинздравмедпромаРоссийской Федерации «Об упорядочении применения методов психологического ипсихотерапевтического воздействия»;

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года N1044 РГ 96-140 «О возрождении и развитии философского, клинического иприкладного психоанализа», подписанный Б.Н. Ельциным;

Приказ № 391 от 26 ноября 1996 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О подготовке медицинских психологов дляучреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» (вместес «Положением о подготовке медицинских психологов», «Программой непрерывногообучения и примерными тематическими учебными планами подготовки по медицинскойпсихологии», «Методическими рекомендациями о работе врача-психотерапевта имедицинского психолога  в многопрофильной  бригаде специалистов в учреждениях, оказывающихпсихиатрическую и психотерапевтическую помощь», «Положением о Федеральномнаучно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии») ;

Приказ № 76 от 18 марта 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О наркологических реабилитационныхцентрах» (с изменениями от 21.06.2002 г.) ;

Приказ № 1052 от 2 июня 1997 года Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации «О специальности«Медицинская психология»;

Приказ № 225 от 28 июля 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О мероприятиях по планированию иорганизации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинскихпсихологов»;

Приказ № 148 от6 мая 1998 года Министерства здравоохранения Российской Федерации «О специализированнойпомощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением»;

Приказ№ 2210 Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 августа1998 года «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в ППМС помощи»;

Приказ№ 101 Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года«Об утверждении положения о координационном совете по подготовке клинических(медицинских) психологов»;

Приказ № 636 от22 октября 1999 года Министерства Образования Российской Федерации «Обутверждении положения о службе практической психологии в системе Министерстваобразования Российской Федерации»;

Постановление №54 от 19 июля 2000 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельностигосударственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологическойпомощи по телефону»;

Постановление №54 от 2 июля 2001 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства трудаи социального развития Российской Федерации № 28 от 5 апреля 2000 года «Обутверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик подолжностям работников учреждений государственной службы медико-социальнойэкспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социальногообслуживания Российской Федерации»;

Приказ № 151 от 3 августа 2001 годаМинистерства труда Российской Федерации «Об аттестации специалистов с высшиммедицинским и психологическим образованием»;

Приказ № 438 от 16 сентября 2003года Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О психотерапевтическойпомощи»;

Постановление Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №327-ст «Основные виды социальных услуг» ;

Постановление № 86 от 22 декабря2003 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Обутверждении нормативов численности работников государственных и муниципальныхпсихоневрологических интернатов» ;

Приказ № 412 от 20 июня 2005 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «О внесении изменений в Приказ Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 3 августа 2001 года № 151 «Обаттестации специалистов с высшим медицинским психологическим образованиемучреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственнойслужбы реабилитации инвалидов, социального обслуживания ипротезно-ортопедических предприятий»;

Приказ № 532-ст от 30 декабря 2005 годаФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Обутверждении национального стандарта» в ГОСТ Р 52495-2005 «Социальноеобслуживание населения. Термины и определения» ;

Приказ № 400 от 7 июня 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по социальной адаптации безработныхграждан на рынке труда»;

Приказ № 680 от 1 ноября 2007 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Административногорегламента предоставления государственной услуги по организациипрофессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности(профессии), трудоустройства, профессионального обучения»;

Приказ № 726 от 27 ноября 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по психологической поддержке безработныхграждан»;

Приказ № 463н от 28 августа 2008 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «О введении новой системы оплаты трудаработников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составеклинические подразделения, подведомственных министерству здравоохранения исоциального развития Российской Федерации»;

Приказ № 95 от24 марта 2009 года Министерства образования и науки Российской Федерации «Обутверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» ;

Приказ № 210n от 23 апреля 2009 года «Ономенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинскими фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (вредакции Приказа № 94н от 09.02.2011 г. Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации);

Приказ№ 808-н от 2 октября 2009 года Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказанияакушерско-гинекологической помощи» ;

Закон города Москвы № 43 от 7октября 2009 года «О психологической помощи населению в городе Москве»;

Приказ № 541н от 23 июля 2010 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационногосправочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разделКвалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

Приказ  № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов  государственныхучреждений, подведомственных Департаменту» ;

Приказ № 801н от 25 июля 2011 года Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтическогоперсонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованиемучреждений здравоохранения» (в редакции Приказа № 302н от 30.03.2012 г.);

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1086,МЧС РФ № 550, Минобрнауки РФ № 2415, Минкомсвязи РФ № 241 от 29 сентября 2011года "Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологическойпомощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации";

Приказ № 566-н Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 мая 2012 года  «Об утверждении Порядка оказания медицинскойпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»;

Приказ № 322н Министерства труда и социальной защитыРоссийской Федерации от 17 октября 2012 года «Об утверждении формы протоколапроведения медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральномгосударственном учреждении медико-социальной экспертизы»,

не определяют порядков и стандартов психологическойдеятельности и критериев для различия её видов. Несмотря на многократныеупоминания психологии, порядки и стандарты психологической деятельности иотличия психологических услуг от социальных услуг и медицинских услуг неустановлены,  что тормозит развитие российскойсистемы психологической помощи всем гражданам Российской Федерации, страдающимот ухудшения или утраты психологического здоровья, ведущих в том числе к утратетрудоспособности.  

Решение заявленных задач в соответствии с современнымизапросами человека, общества и государства возможно только в рамкахФедерального Закона.

Закон соединяет в единую смысловуюструктуру усилия различных государственных организаций и ведомственныхучреждений по оказанию социально-психологических, психолого-педагогических иклинико-психологических услуг, приводит психологическую деятельность в соответствиес международными стандартами лицензирования, порядков и этических принциповпсихологической работы. Для усиления контроля за психологической деятельностьюсоздаётся федеральный регистр работников психологических бюро и контроль  этических комитетов, организуетсястатистический учёт результативности психологической деятельности ипредпринимаются меры, обеспечивающие соблюдение налоговой дисциплины.

Предметом законодательногорегулирования является охрана психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации, формы психологической деятельности и порядки и стандартыпсихологической помощи.

Концепция законопроекта реализуетноваторский подход, сохраняя базовые принципы и нормы,  закреплённые действующим законодательством иоправдавшие себя на практике.  Большинствоноваторских предложений получило в законопроекте дополнительную детализацию,обеспечение правореализационными механизмами.

Апробация муниципальныхпсихологических бюро.

Идея муниципальногопсихологического бюро, оказывающего социальные и психологические услугинаселению, апробирована в Государственном бюджетном учреждении города Москвы«Московская служба психологической помощи населению» при Департаментесоциальной защиты населения города Москвы. В ней действуют отдел экстреннойпсихологической помощи, отдел психологической помощи и отдел реабилитации.Категории обслуживаемого населения «лица, находящиеся в сложной психологической ситуации» и «лица,пострадавшие от техногенных и природных катастроф, терактов и члены их семей».Отдел психологической помощи населению оказывает услуги психологической помощидетям, подросткам, молодёжи, взрослому населению и пенсионерам. Московскаяслужба психологической помощи населению действует на основании Приказа  № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов  государственныхучреждений, подведомственных Департаменту». В московской модели работникамислужбы психологической помощи населению, согласно положению, могут бытьфизические лица с высшим психологическим образованием.  Данная модель не учитывает требованиябиопсихосоциальной парадигмы, реализованной в Постановлениях федеральныхисполнительных органов власти в течение последних пяти лет, поэтому в настоящемзаконопроекте предусмотрены равные права на психологическую деятельность дляпсихологов, социальных работников, дефектологов и специалистов по адаптивнойфизкультуре. Педагоги-психологи исключены из числа специальностей, чтобы кадры,подготовленные вузами для школы, не перебегали в систему оказанияпсихологических услуг, а оставались психологами в системе образования.

Государственными вузамиподготовлены десятки тысяч специалистов, которые могут решить поставленныезаконопроектом задачи.

Совет по психологии Учебно-методическогообъединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ даётданные о том, что 70 университетов и 200 филиалов вузов готовят в год только наочной форме обучения около 5 тысяч психологов. По данным органов статистики очисленности аспирантов по отраслям наук, в 2008, 2009 и 2010 годах изаспирантуры по психологии были выпущены 760, 720 и 770 специалистов.  Численность выпускников вузов, получившихдиплом по специальности психология, на очной, вечерней и заочной формахобучения  составляет примерно 7-10 тысспециалистов в год, что позволяет предварительно оценить численностьдипломированных психологов, подготовленных за прошедшие двадцать лет  как 200 тысяч трудоспособныхспециалистов-психологов.

Обучение студентов по специальности Социальная работаначалось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшееобразование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны.Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российскийгосударственный социальный университет, на базе которого созданоучебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы. Попредварительным оценкам, численность дипломированных социальных работников,подготовленных за прошедшие двадцать лет, составляет не менее 100 тысячтрудоспособных специалистов.

Обучение студентов по специальностиклиническая (медицинская) психология началось в 1999 году и в настоящее время ведётся в 26 вузах страны.  За период 1980-2011 гг. в 7 диссертационныхсоветах  было защищено 968 диссертаций поспециальности 19.00.04 «медицинская психология», что в среднем составляет 32диссертации в год. Численность выпускников государственных учебных заведений,получивших диплом по специальности клиническая (медицинская) психология, можетбыть оценена как триста специалистов в год, что позволяет оценить количестводипломированных клинических психологов, подготовленных за прошедшие двадцатьлет, числом 6 тысяч трудоспособных специалистов.

Из вышеизложенного следует, что изтридцати нормативно-правовых актов, действующих на территории РоссийскойФедерации в настоящее время, двадцать (две трети) регулируют труд  2% всех психологов, имеющих высшееобразование по специальности «медицинский психолог», а 98% занятыхпсихологических деятельностью трудятся практикуют самовольно, вне какого-либорегламента, порядка предоставления психологических услуг или стандартовпсихологической помощи,  организованногоучёта и контроля за их деятельностью и вне всякой налоговой дисциплины.

По данным главного психотерапевтаМинздрава России Б.Д. Карвасарского, в годы СССР существовали 2 тысячипсихотерапевтических кабинетов,  около 50отделений и 20-30 крупных психотерапевтических центров. По сведениям управления здравоохранением и социальной защиты населениясубъектов Российской Федерации, на 2011 год ситуация с психологической помощьюв Российской Федерации следующая:

подразделения суицидологической службы вразличных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации, в  федеральном государственном учреждении "Государственныйнаучный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации" организованакруглосуточная анонимная "горячая линия" по оказанию психологическойпомощи различным категориям граждан; государственное учреждение "Центрэкстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий" и его филиалы в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г.Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде оказываютэкстренную психологическую помощь в зоне чрезвычайной ситуации;

действуют более 700 центровпсихолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальнойпомощи (ППМС-центры).  Они оказываютежегодно многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрастеот 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям).  Согласно статистическим данным, в настоящеевремя в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории;  в 62 субъектах Российской Федерации принятыположения о Службах практической психологии в системе образования, определенырегиональная модель и организационно-функциональная структура, утвержденынормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психологаобразовательных учреждений, созданы координационные и научно-методическиесоветы Службы практической психологии. Перспективы её развития определяютсязадачамисистемы образования, сформулированными в национальной образовательнойинициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РоссийскойФедерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

Из вышеизложенного следует, чтосформированная в 1990-х годах система оказания психологических услугпрактически не учитывает потребности взрослых граждан,  не замечает социально-психологическиепроцессы, разворачивающиеся в стране и ставшие актуальными в связи с нимивопросы  психоэмоционального благополучиятрудоспособного взрослого населения Российской Федерации.

Обеспечение доступностипсихологической помощи гражданам, страдающим от ухудшения или утратыпсихологического здоровья и рискующих вследствие этого утратитьтрудоспособность,  и предоставление имвозможности получать качественную помощь анонимно является в настоящее времязадачей государственного значения.  Дляеё решения предлагается ввести настоящим Федеральным законом психологическуюпрофессиональную тайну по аналогии с адвокатской тайной и врачебной тайной.

Потребность в плановойпсихологической помощи:

Несмотря на существующую системумер,  наиболее  уязвимым эмоциональному стрессу категориямсотрудников: учителям, врачам, социальным работникам,  чьё психологическое здоровье напрямую влияетна выполнение ими должностных обязанностей и чьим трудом создаётся социальныйкапитал государства, не оказывается систематически психологических услуг . В 2008году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла5,98 млн человек, среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения ипредоставления социальных услуг составляла 4,67 млн человек.  Настоящим законопроектом организуютсяПсихологические бюро при департаментах образования, здравоохранения исоциального обеспечения, задача которых – профилактировать эмоциональноевыгорание врачей, учителей и социальных работников, ведущее к снижению качестваработы с людьми.

 Из числа совершеннолетних граждан запсихологической помощью обращается лишь 20 - 25% нуждающихся в ее оказании.  В большинстве случаев это обусловленоопасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести котказу в праве вождения транспортного средства вследствие постановки на психиатрическийучёт, и в части случаев объективными затруднениями, такими как преклонныйвозраст нуждающегося, отсутствие транспорта, наличие физического недуга,  незнание о порядках  и стандартах психологическойдеятельности. 

Потребность в плановой психологическойпомощи может быть оценена по показателю дисфункциональной семьи (семьи сбольным алкоголизмом или наркоманией). В такой семье ухудшение психологическогоздоровья наблюдается у родителя, супруга, сиблинга и ребёнка больного, то естьчисло нуждающихся в психологической помощи четырёхкратно. В 2008 году влечебно-профилактических учреждениях состояли на учёте по поводу диагнозаалкоголизм и алкогольные психозы 2083 тыс. человек, с диагнозом наркомания итоксикомания 355 тыс. человек. Это позволяет оценить аудиторию нуждающихся вплановой психологической помощи в 9752 тыс. трудоспособных подопечных.

 О новациях,реализованных в проекте Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан вРоссийской Федерации»

В законопроекте реализованы девять новаций, нагляднопредставленных нижеследующими таблицами:

Закон определяет виды психологической деятельности:

Психологическая деятельность

Плановая

Экстренная

Непосредственная

По интернету

По телефону

Непосредственная

Новация - лицензия на разговорную психологическуюдеятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»позволит охватить психологической помощью инвалидов и, в перспективе ближайшихдесятилетий, миллионы пенсионеров, которые сегодня трудоспособные граждане,прекрасно знакомые с возможностями сети «Интернет».

 Законом создаётся общедоступный  Федеральный регистр работниковпсихологических бюро,  из которого можноузнать, какую лицензию имеет работник психологического бюро и контактный телефонспециалиста. Деятельность всех работников строится на принципах унификации идиверсификации психологической деятельности:

Единое
Практическое
руководство
по психодиагностике

Единое
Практическое
руководство
по экстренной
психологической
помощи

Научно-
теоретические
школы, направления
и подходы
в психологии

Разнообразие
процедур
и допустимость
их модификации

Унификация психологической деятельности

Диверсификация психологической деятельности






Новация - два издания, обязательных для рабочего места каждогоработника психологического бюро. Они называются Практическое руководство попсиходиагностике и Практическое руководство по экстренной психологическойпомощи, готовятся ведущими научно-практическими центрами Санкт-Петербурга иМосквы и гарантируют синхронность психологической деятельности  на всей территории Российской Федерации.

В законопроекте определяются формы психологическойдеятельности,  упорядочивается именованиепсихологических услуг в соответствии с общепринятым в мировой практике психологическойпомощи обозначением, вместо стихийно сложившихся:

Психологическая деятельность

Психологическое
образование
и просвещение

Социально-
психологическое
просвещение

Психологические
услуги

Экспертная
психологическая
деятельность

Популяризация
психологических
услуг

Новация – лицензия на популяризацию психологическихуслуг,  обладателем которой по законуможет быть только лицо с учёной степенью. Право информировать общественностьпредоставляется государством высококвалифицированным профессионалам, способнымпопуляризировать психологическую помощь ответственно и компетентно.

Стихийно сложившееся именование

Определение в ФЗ

Грамотное англоязычное определение

Психодиагностика

Диагностика

Diagnostics

Коррекционно-развивающая

Формирование

Therapeutic mentoring

Немедицинская психотерапия

Лечение

Therapy

Реабилитация

Восстановление

Rehabilitation

Коррекция

Поддержание

Maintenance treatment

Наставничество

Супервизия

Supervision

Виды услуг структурированы по показаниям, уровню квалификации работников психологических бюро ивидам лицензий на психологическую деятельность:

Диагностика

Формирование

Лечение

Восстановление

Поддержание

Обязательна
для всех
подопечных

Несоответствие
возрастной
или социокультурной
норме

Психиатрическое
заболевание

Соматическое
заболевание

Хроническое
соматическое
или психиатрическое
заболевание

Психолог

Работник
Психологического
бюро

Работник
Психологического
бюро

Работник
психологического
бюро

Работник
психологического
Бюро

Лицензия на разговорные виды
непосредственной психологической деятельности

 

Лицензия на телесно-ориентированные виды
непосредственной психологической деятельности

 

 

 

Разговорные виды психологической деятельности 
посредством сети "Интернет"

Психодиагностическое
заключение

Отчёт
о курсе
встреч

Отчёт
о курсе
встреч

Отчёт
о курсе
встреч

Отчёт
о курсе
встреч







Новация – плановая психологическая помощь  проводится по заранее известному плануработы, составленному  на основе данныхпредварительно проведённой психодиагностики. Главное отличие профессиональнойпсихологической помощи от «разговоров за жизнь» и обыденного сознания, -наличие «умысла на психологическую деятельность» и научность мировоззрения.

Согласно Федеральному Закону «Об охране психологическогоздоровья граждан в Российской Федерации», плановая психологическая помощьгражданам Российской Федерации по программе государственных гарантий итерриториальной программе государственных гарантий оказывается бесплатно.

Плановая психологическая помощь

Психологическая
служба 

Психологическое
бюро
при департаменте

Муниципальное
психологическое
бюро

Частное
психологическое
бюро

Конфиденциально

Конфиденциально

Конфиденциально

Конфиденциально

Не анонимно

Не анонимно

Не анонимно

Не анонимно
или анонимно

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно или платно

Платно

Новация – для сотрудников учреждений образования,здравоохранения и социальной защиты создаются «ведомственные» психологическиебюро, поскольку профессии «человек-человек» подвергают сотрудников стрессовым перегрузкам,эмоциональному сгоранию и выгоранию, и оказывают влияние на выполнение ими должностных обязанностей и уровеньудовлетворённости граждан.

Экстренная психологическая помощьоказываетсябесплатно.

Экстренная психологическая помощь

Непосредственная

Телефонная

Психологическая
служба
МЧС России

Мобилизация
работников
психологических
бюро

Телефон доверия
кризисного центра
помощи
женщинам

Телефон доверия
суицидологической
службы





Новация – в чрезвычайной ситуации психологическая службаМинистерства по чрезвычайным ситуациям может мобилизовать работниковпсихологических бюро для оказания непосредственной экстренной психологическойпомощи гражданам в соответствии с порядками и стандартами оказанияпсихологической помощи, определёнными законопроектом.

Лицензированные работники психологических бюро могутвыбирать между системами трудоустройства:

Психологическая
служба

Психологическое
бюро
при департаменте

Муниципальное
психологическое
бюро

Частное
психологическое
бюро

Лицензия
на разговорные виды
непосредственной
психологической
деятельности

Лицензия
на разговорные виды
непосредственной
психологической
деятельности

Все виды лицензий

 

Все виды лицензий

 

По трудовому
договору (контракту)

По трудовому
договору (контракту)

По договору
подряда сроком на год

Патентная
система налогообложения

Обязан проходить аттестацию

Обязан проходить аттестацию

Нет

Нет

Новация – патентная система налогообложения дляпредпринимателей, занимающихся психологической деятельностью.

Лицензированные работники психологических бюро могутработать с подопечными:

Психологическая
служба

Психологическое
бюро
при департаменте

Муниципальное
психологическое
бюро

Частное
психологическое
бюро

По программе
государственных
гарантий

По программе
государственных
гарантий

По программе
государственных
гарантий

Нет

Нет

По территориальной
программе
государственных
гарантий

По территориальной
программе
государственных
гарантий

Нет

Нет

Нет

Частные лица

Частные лица

Новация – психологическая профессиональная тайна, поаналогии с адвокатской тайной и врачебной тайной, право недонесения осовершённом преступлении, с одной стороны, и обязанность работникапсихологического бюро каждый год обновлять лицензию на психологическуюдеятельность и предъявлять справку о несудимости, возможность приостановитьдеятельность лицензии по представлению этического комитета или отозватьлицензию в случае приговора суда по уголовному делу, - с другой.

Новация – информированное добровольное согласие подопеченогона психологические действия, в письменной форме, право на отказ отпсихологической помощи и право органов опеки и попечительства представлятьинтересы малолетних граждан в муниципальных психологических бюро, если родителине дают согласия на обращение за психологической помощью.