Пояснительная записка к Проекту Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации»
Пояснительная записка
к Проекту Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации»
Проект Федерального Закона «Об охране психологическогоздоровья граждан в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан вцелях преодоления разрозненности действий психологических служб, департаментови подразделений, унификации стандартов оказания психологических услугнаселению, гарантий качества и доступности психологической помощи и прекращениянезаконной налоговой деятельности частных предпринимателей в сферепсихотерапии, психологического консультирования и психологической помощи.
Психологическая деятельностьупоминается федеральными законами Российской Федерации: от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации»; 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ;от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних»; от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственныхи муниципальных услуг»; от 21 ноября2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»,
а также в Постановлениях Правительства РоссийскойФедерации: от 20 апреля 1995 года № 383 Федеральнаяцелевая программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи(1995-1997)»; от 25 ноября 1995 года №1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными имуниципальными учреждениями социального обслуживания»; от 8 июня 1996 года №670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи длялиц без определенного места жительства и занятий»; от 12марта 1997 года № 288 «Об утверждении типового положения о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников сограниченными возможностями в развитии» (с изменениями от 10.03.2000, от23.12.2002); от 31 июля 1998 года № 867 «Об утверждении Типового положения обобразовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи» (с изменениями от 23.12.2002); от 27 ноября2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированныхучреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Психологическая деятельность натерритории субъектов Российской Федерации урегулирована тремя десятками нормативных документов(перечисляются в хронологическом порядке):
Приказ № 225 Министерства здравоохранения СССР от 21 марта 1988 года (с изменениями от 13.02.1995 г.) "О мерахпо дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи" (вместе с"Положением о психиатрической больнице"; "Положением опсихоневрологической больнице"; "Временным положением опсихиатрической больнице со строгим наблюдением"; "Временным положениемоб отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы";"Положением о психиатрическом отделении для больных с сочетанной тяжёлойсоматической и психической патологией (соматопсихиатрическом отделении)";"Положением о психоневрологическом отделении для больных спсихосоматическими расстройствами (психосоматическом отделении)";"Положением о дневном стационаре (отделении, палате) для психическибольных"; "Положением о ночном стационаре (отделении, палате) дляпсихически больных");
Закон РФ от 2 июля 1992 года«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
Приказ № 333 Министерстваобразования Российской Федерации от 8 сентября 1992 года «Об утвержденииПримерного Положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательныхучреждениях»;
Приказ № 15 Федеральной службызанятости от 2 февраля 1994 года «Об утверждении Положения об организациипрофессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости»;
Приказ № 255 от 4 сентября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих вучреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
(утратил силу в связи с изданием Приказа № 397 от 6ноября 2001 года Минздрава РФ) Приказ № 294 от 30 октября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«О психиатрической и психотерапевтической помощи» (вместе с"Положением о медицинском психологе, участвующем в оказаниипсихиатрической и психотерапевтической помощи", "Положением оспециалисте по социальной работе, участвующем в оказании психиатрической ипсихотерапевтической помощи", "Положением овраче-психотерапевте", "Положением о психотерапевтическомкабинете", "Положением о психотерапевтическом отделении","Положением о Федеральном научно-методическом центре попсихотерапии");
(утратил силу в связи с изданием Приказа № 395 от 4июня 2007 года Минздравсоцразвития РФ) Приказ № 245 (д) от 13 июня 1996 года МинздравмедпромаРоссийской Федерации «Об упорядочении применения методов психологического ипсихотерапевтического воздействия»;
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года N1044 РГ 96-140 «О возрождении и развитии философского, клинического иприкладного психоанализа», подписанный Б.Н. Ельциным;
Приказ № 391 от 26 ноября 1996 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О подготовке медицинских психологов дляучреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» (вместес «Положением о подготовке медицинских психологов», «Программой непрерывногообучения и примерными тематическими учебными планами подготовки по медицинскойпсихологии», «Методическими рекомендациями о работе врача-психотерапевта имедицинского психолога в многопрофильной бригаде специалистов в учреждениях, оказывающихпсихиатрическую и психотерапевтическую помощь», «Положением о Федеральномнаучно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии») ;
Приказ № 76 от 18 марта 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О наркологических реабилитационныхцентрах» (с изменениями от 21.06.2002 г.) ;
Приказ № 1052 от 2 июня 1997 года Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации «О специальности«Медицинская психология»;
Приказ № 225 от 28 июля 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О мероприятиях по планированию иорганизации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинскихпсихологов»;
Приказ № 148 от6 мая 1998 года Министерства здравоохранения Российской Федерации «О специализированнойпомощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением»;
Приказ№ 2210 Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 августа1998 года «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в ППМС помощи»;
Приказ№ 101 Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года«Об утверждении положения о координационном совете по подготовке клинических(медицинских) психологов»;
Приказ № 636 от22 октября 1999 года Министерства Образования Российской Федерации «Обутверждении положения о службе практической психологии в системе Министерстваобразования Российской Федерации»;
Постановление №54 от 19 июля 2000 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельностигосударственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологическойпомощи по телефону»;
Постановление №54 от 2 июля 2001 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства трудаи социального развития Российской Федерации № 28 от 5 апреля 2000 года «Обутверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик подолжностям работников учреждений государственной службы медико-социальнойэкспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социальногообслуживания Российской Федерации»;
Приказ № 151 от 3 августа 2001 годаМинистерства труда Российской Федерации «Об аттестации специалистов с высшиммедицинским и психологическим образованием»;
Приказ № 438 от 16 сентября 2003года Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О психотерапевтическойпомощи»;
Постановление Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №327-ст «Основные виды социальных услуг» ;
Постановление № 86 от 22 декабря2003 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Обутверждении нормативов численности работников государственных и муниципальныхпсихоневрологических интернатов» ;
Приказ № 412 от 20 июня 2005 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «О внесении изменений в Приказ Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 3 августа 2001 года № 151 «Обаттестации специалистов с высшим медицинским психологическим образованиемучреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственнойслужбы реабилитации инвалидов, социального обслуживания ипротезно-ортопедических предприятий»;
Приказ № 532-ст от 30 декабря 2005 годаФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Обутверждении национального стандарта» в ГОСТ Р 52495-2005 «Социальноеобслуживание населения. Термины и определения» ;
Приказ № 400 от 7 июня 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по социальной адаптации безработныхграждан на рынке труда»;
Приказ № 680 от 1 ноября 2007 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Административногорегламента предоставления государственной услуги по организациипрофессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности(профессии), трудоустройства, профессионального обучения»;
Приказ № 726 от 27 ноября 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по психологической поддержке безработныхграждан»;
Приказ № 463н от 28 августа 2008 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «О введении новой системы оплаты трудаработников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составеклинические подразделения, подведомственных министерству здравоохранения исоциального развития Российской Федерации»;
Приказ № 95 от24 марта 2009 года Министерства образования и науки Российской Федерации «Обутверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» ;
Приказ № 210n от 23 апреля 2009 года «Ономенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинскими фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (вредакции Приказа № 94н от 09.02.2011 г. Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации);
Приказ№ 808-н от 2 октября 2009 года Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказанияакушерско-гинекологической помощи» ;
Закон города Москвы № 43 от 7октября 2009 года «О психологической помощи населению в городе Москве»;
Приказ № 541н от 23 июля 2010 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационногосправочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разделКвалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
Приказ № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов государственныхучреждений, подведомственных Департаменту» ;
Приказ № 801н от 25 июля 2011 года Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтическогоперсонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованиемучреждений здравоохранения» (в редакции Приказа № 302н от 30.03.2012 г.);
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1086,МЧС РФ № 550, Минобрнауки РФ № 2415, Минкомсвязи РФ № 241 от 29 сентября 2011года "Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологическойпомощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации";
Приказ № 566-н Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 мая 2012 года «Об утверждении Порядка оказания медицинскойпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»;
Приказ № 322н Министерства труда и социальной защитыРоссийской Федерации от 17 октября 2012 года «Об утверждении формы протоколапроведения медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральномгосударственном учреждении медико-социальной экспертизы»,
не определяют порядков и стандартов психологическойдеятельности и критериев для различия её видов. Несмотря на многократныеупоминания психологии, порядки и стандарты психологической деятельности иотличия психологических услуг от социальных услуг и медицинских услуг неустановлены, что тормозит развитие российскойсистемы психологической помощи всем гражданам Российской Федерации, страдающимот ухудшения или утраты психологического здоровья, ведущих в том числе к утратетрудоспособности.
Решение заявленных задач в соответствии с современнымизапросами человека, общества и государства возможно только в рамкахФедерального Закона.
Закон соединяет в единую смысловуюструктуру усилия различных государственных организаций и ведомственныхучреждений по оказанию социально-психологических, психолого-педагогических иклинико-психологических услуг, приводит психологическую деятельность в соответствиес международными стандартами лицензирования, порядков и этических принциповпсихологической работы. Для усиления контроля за психологической деятельностьюсоздаётся федеральный регистр работников психологических бюро и контроль этических комитетов, организуетсястатистический учёт результативности психологической деятельности ипредпринимаются меры, обеспечивающие соблюдение налоговой дисциплины.
Предметом законодательногорегулирования является охрана психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации, формы психологической деятельности и порядки и стандартыпсихологической помощи.
Концепция законопроекта реализуетноваторский подход, сохраняя базовые принципы и нормы, закреплённые действующим законодательством иоправдавшие себя на практике. Большинствоноваторских предложений получило в законопроекте дополнительную детализацию,обеспечение правореализационными механизмами.
Апробация муниципальныхпсихологических бюро.
Идея муниципальногопсихологического бюро, оказывающего социальные и психологические услугинаселению, апробирована в Государственном бюджетном учреждении города Москвы«Московская служба психологической помощи населению» при Департаментесоциальной защиты населения города Москвы. В ней действуют отдел экстреннойпсихологической помощи, отдел психологической помощи и отдел реабилитации.Категории обслуживаемого населения «лица, находящиеся в сложной психологической ситуации» и «лица,пострадавшие от техногенных и природных катастроф, терактов и члены их семей».Отдел психологической помощи населению оказывает услуги психологической помощидетям, подросткам, молодёжи, взрослому населению и пенсионерам. Московскаяслужба психологической помощи населению действует на основании Приказа № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов государственныхучреждений, подведомственных Департаменту». В московской модели работникамислужбы психологической помощи населению, согласно положению, могут бытьфизические лица с высшим психологическим образованием. Данная модель не учитывает требованиябиопсихосоциальной парадигмы, реализованной в Постановлениях федеральныхисполнительных органов власти в течение последних пяти лет, поэтому в настоящемзаконопроекте предусмотрены равные права на психологическую деятельность дляпсихологов, социальных работников, дефектологов и специалистов по адаптивнойфизкультуре. Педагоги-психологи исключены из числа специальностей, чтобы кадры,подготовленные вузами для школы, не перебегали в систему оказанияпсихологических услуг, а оставались психологами в системе образования.
Государственными вузамиподготовлены десятки тысяч специалистов, которые могут решить поставленныезаконопроектом задачи.
Совет по психологии Учебно-методическогообъединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ даётданные о том, что 70 университетов и 200 филиалов вузов готовят в год только наочной форме обучения около 5 тысяч психологов. По данным органов статистики очисленности аспирантов по отраслям наук, в 2008, 2009 и 2010 годах изаспирантуры по психологии были выпущены 760, 720 и 770 специалистов. Численность выпускников вузов, получившихдиплом по специальности психология, на очной, вечерней и заочной формахобучения составляет примерно 7-10 тысспециалистов в год, что позволяет предварительно оценить численностьдипломированных психологов, подготовленных за прошедшие двадцать лет как 200 тысяч трудоспособныхспециалистов-психологов.
Обучение студентов по специальности Социальная работаначалось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшееобразование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны.Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российскийгосударственный социальный университет, на базе которого созданоучебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы. Попредварительным оценкам, численность дипломированных социальных работников,подготовленных за прошедшие двадцать лет, составляет не менее 100 тысячтрудоспособных специалистов.
Обучение студентов по специальностиклиническая (медицинская) психология началось в 1999 году и в настоящее время ведётся в 26 вузах страны. За период 1980-2011 гг. в 7 диссертационныхсоветах было защищено 968 диссертаций поспециальности 19.00.04 «медицинская психология», что в среднем составляет 32диссертации в год. Численность выпускников государственных учебных заведений,получивших диплом по специальности клиническая (медицинская) психология, можетбыть оценена как триста специалистов в год, что позволяет оценить количестводипломированных клинических психологов, подготовленных за прошедшие двадцатьлет, числом 6 тысяч трудоспособных специалистов.
Из вышеизложенного следует, что изтридцати нормативно-правовых актов, действующих на территории РоссийскойФедерации в настоящее время, двадцать (две трети) регулируют труд 2% всех психологов, имеющих высшееобразование по специальности «медицинский психолог», а 98% занятыхпсихологических деятельностью трудятся практикуют самовольно, вне какого-либорегламента, порядка предоставления психологических услуг или стандартовпсихологической помощи, организованногоучёта и контроля за их деятельностью и вне всякой налоговой дисциплины.
По данным главного психотерапевтаМинздрава России Б.Д. Карвасарского, в годы СССР существовали 2 тысячипсихотерапевтических кабинетов, около 50отделений и 20-30 крупных психотерапевтических центров. По сведениям управления здравоохранением и социальной защиты населениясубъектов Российской Федерации, на 2011 год ситуация с психологической помощьюв Российской Федерации следующая:
подразделения суицидологической службы вразличных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации, в федеральном государственном учреждении "Государственныйнаучный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации" организованакруглосуточная анонимная "горячая линия" по оказанию психологическойпомощи различным категориям граждан; государственное учреждение "Центрэкстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий" и его филиалы в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г.Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде оказываютэкстренную психологическую помощь в зоне чрезвычайной ситуации;
действуют более 700 центровпсихолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальнойпомощи (ППМС-центры). Они оказываютежегодно многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрастеот 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Согласно статистическим данным, в настоящеевремя в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории; в 62 субъектах Российской Федерации принятыположения о Службах практической психологии в системе образования, определенырегиональная модель и организационно-функциональная структура, утвержденынормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психологаобразовательных учреждений, созданы координационные и научно-методическиесоветы Службы практической психологии. Перспективы её развития определяютсязадачамисистемы образования, сформулированными в национальной образовательнойинициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РоссийскойФедерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Из вышеизложенного следует, чтосформированная в 1990-х годах система оказания психологических услугпрактически не учитывает потребности взрослых граждан, не замечает социально-психологическиепроцессы, разворачивающиеся в стране и ставшие актуальными в связи с нимивопросы психоэмоционального благополучиятрудоспособного взрослого населения Российской Федерации.
Обеспечение доступностипсихологической помощи гражданам, страдающим от ухудшения или утратыпсихологического здоровья и рискующих вследствие этого утратитьтрудоспособность, и предоставление имвозможности получать качественную помощь анонимно является в настоящее времязадачей государственного значения. Дляеё решения предлагается ввести настоящим Федеральным законом психологическуюпрофессиональную тайну по аналогии с адвокатской тайной и врачебной тайной.
Потребность в плановойпсихологической помощи:
Несмотря на существующую системумер, наиболее уязвимым эмоциональному стрессу категориямсотрудников: учителям, врачам, социальным работникам, чьё психологическое здоровье напрямую влияетна выполнение ими должностных обязанностей и чьим трудом создаётся социальныйкапитал государства, не оказывается систематически психологических услуг . В 2008году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла5,98 млн человек, среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения ипредоставления социальных услуг составляла 4,67 млн человек. Настоящим законопроектом организуютсяПсихологические бюро при департаментах образования, здравоохранения исоциального обеспечения, задача которых – профилактировать эмоциональноевыгорание врачей, учителей и социальных работников, ведущее к снижению качестваработы с людьми.
Из числа совершеннолетних граждан запсихологической помощью обращается лишь 20 - 25% нуждающихся в ее оказании. В большинстве случаев это обусловленоопасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести котказу в праве вождения транспортного средства вследствие постановки на психиатрическийучёт, и в части случаев объективными затруднениями, такими как преклонныйвозраст нуждающегося, отсутствие транспорта, наличие физического недуга, незнание о порядках и стандартах психологическойдеятельности.
Потребность в плановой психологическойпомощи может быть оценена по показателю дисфункциональной семьи (семьи сбольным алкоголизмом или наркоманией). В такой семье ухудшение психологическогоздоровья наблюдается у родителя, супруга, сиблинга и ребёнка больного, то естьчисло нуждающихся в психологической помощи четырёхкратно. В 2008 году влечебно-профилактических учреждениях состояли на учёте по поводу диагнозаалкоголизм и алкогольные психозы 2083 тыс. человек, с диагнозом наркомания итоксикомания 355 тыс. человек. Это позволяет оценить аудиторию нуждающихся вплановой психологической помощи в 9752 тыс. трудоспособных подопечных.
О новациях,реализованных в проекте Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан вРоссийской Федерации»
В законопроекте реализованы девять новаций, нагляднопредставленных нижеследующими таблицами:
Закон определяет виды психологической деятельности:
Психологическая деятельность |
|||
Плановая |
Экстренная |
||
Непосредственная |
По интернету |
По телефону |
Непосредственная |
Новация - лицензия на разговорную психологическуюдеятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»позволит охватить психологической помощью инвалидов и, в перспективе ближайшихдесятилетий, миллионы пенсионеров, которые сегодня трудоспособные граждане,прекрасно знакомые с возможностями сети «Интернет».
Законом создаётся общедоступный Федеральный регистр работниковпсихологических бюро, из которого можноузнать, какую лицензию имеет работник психологического бюро и контактный телефонспециалиста. Деятельность всех работников строится на принципах унификации идиверсификации психологической деятельности:
Единое
|
Единое
|
Научно-
|
Разнообразие
|
|
Унификация психологической деятельности |
Диверсификация психологической деятельности |
|||
|
|
|
|
|
Новация - два издания, обязательных для рабочего места каждогоработника психологического бюро. Они называются Практическое руководство попсиходиагностике и Практическое руководство по экстренной психологическойпомощи, готовятся ведущими научно-практическими центрами Санкт-Петербурга иМосквы и гарантируют синхронность психологической деятельности на всей территории Российской Федерации.
В законопроекте определяются формы психологическойдеятельности, упорядочивается именованиепсихологических услуг в соответствии с общепринятым в мировой практике психологическойпомощи обозначением, вместо стихийно сложившихся:
Психологическая деятельность |
||||
Психологическое
|
Социально-
|
Психологические
|
Экспертная
|
Популяризация
|
Новация – лицензия на популяризацию психологическихуслуг, обладателем которой по законуможет быть только лицо с учёной степенью. Право информировать общественностьпредоставляется государством высококвалифицированным профессионалам, способнымпопуляризировать психологическую помощь ответственно и компетентно.
Стихийно сложившееся именование |
Определение в ФЗ |
Грамотное англоязычное определение |
Психодиагностика |
Диагностика |
Diagnostics |
Коррекционно-развивающая |
Формирование |
Therapeutic mentoring |
Немедицинская психотерапия |
Лечение |
Therapy |
Реабилитация |
Восстановление |
Rehabilitation |
Коррекция |
Поддержание |
Maintenance treatment |
Наставничество |
Супервизия |
Supervision |
Виды услуг структурированы по показаниям, уровню квалификации работников психологических бюро ивидам лицензий на психологическую деятельность:
Диагностика |
Формирование |
Лечение |
Восстановление |
Поддержание |
|
Обязательна
|
Несоответствие
|
Психиатрическое
|
Соматическое
|
Хроническое
|
|
Психолог |
Работник
|
Работник
|
Работник
|
Работник
|
|
Лицензия на разговорные виды
|
|||||
|
Лицензия на телесно-ориентированные виды
|
||||
|
|
|
Разговорные виды психологической деятельности
|
||
Психодиагностическое
|
Отчёт
|
Отчёт
|
Отчёт
|
Отчёт
|
|
|
|
|
|
|
|
Новация – плановая психологическая помощь проводится по заранее известному плануработы, составленному на основе данныхпредварительно проведённой психодиагностики. Главное отличие профессиональнойпсихологической помощи от «разговоров за жизнь» и обыденного сознания, -наличие «умысла на психологическую деятельность» и научность мировоззрения.
Согласно Федеральному Закону «Об охране психологическогоздоровья граждан в Российской Федерации», плановая психологическая помощьгражданам Российской Федерации по программе государственных гарантий итерриториальной программе государственных гарантий оказывается бесплатно.
Плановая психологическая помощь |
|||
Психологическая
|
Психологическое
|
Муниципальное
|
Частное
|
Конфиденциально |
Конфиденциально |
Конфиденциально |
Конфиденциально |
Не анонимно |
Не анонимно |
Не анонимно |
Не анонимно
|
Бесплатно |
Бесплатно |
Бесплатно или платно |
Платно |
Новация – для сотрудников учреждений образования,здравоохранения и социальной защиты создаются «ведомственные» психологическиебюро, поскольку профессии «человек-человек» подвергают сотрудников стрессовым перегрузкам,эмоциональному сгоранию и выгоранию, и оказывают влияние на выполнение ими должностных обязанностей и уровеньудовлетворённости граждан.
Экстренная психологическая помощьоказываетсябесплатно.
Экстренная психологическая помощь |
|||
Непосредственная |
Телефонная |
||
Психологическая
|
Мобилизация
|
Телефон доверия
|
Телефон доверия
|
|
|
|
|
Новация – в чрезвычайной ситуации психологическая службаМинистерства по чрезвычайным ситуациям может мобилизовать работниковпсихологических бюро для оказания непосредственной экстренной психологическойпомощи гражданам в соответствии с порядками и стандартами оказанияпсихологической помощи, определёнными законопроектом.
Лицензированные работники психологических бюро могутвыбирать между системами трудоустройства:
Психологическая
|
Психологическое
|
Муниципальное
|
Частное
|
Лицензия
|
Лицензия
|
Все виды лицензий
|
Все виды лицензий
|
По трудовому
|
По трудовому
|
По договору
|
Патентная
|
Обязан проходить аттестацию |
Обязан проходить аттестацию |
Нет |
Нет |
Новация – патентная система налогообложения дляпредпринимателей, занимающихся психологической деятельностью.
Лицензированные работники психологических бюро могутработать с подопечными:
Психологическая
|
Психологическое
|
Муниципальное
|
Частное
|
По программе
|
По программе
|
По программе
|
Нет |
Нет |
По территориальной
|
По территориальной
|
Нет |
Нет |
Нет |
Частные лица |
Частные лица |
Новация – психологическая профессиональная тайна, поаналогии с адвокатской тайной и врачебной тайной, право недонесения осовершённом преступлении, с одной стороны, и обязанность работникапсихологического бюро каждый год обновлять лицензию на психологическуюдеятельность и предъявлять справку о несудимости, возможность приостановитьдеятельность лицензии по представлению этического комитета или отозватьлицензию в случае приговора суда по уголовному делу, - с другой.
Новация – информированное добровольное согласие подопеченогона психологические действия, в письменной форме, право на отказ отпсихологической помощи и право органов опеки и попечительства представлятьинтересы малолетних граждан в муниципальных психологических бюро, если родителине дают согласия на обращение за психологической помощью.