Процессуальная сказкотерапия
В течение тех одиннадцати лет, которые мы занимаемся процессуальной сказкотерапией, наши клиенты и студенты неоднократно обращались к нам с вопросом о литературе по данному методу. Нам приходилось отсылать их к Карлу Густаву Юнгу, Марии Луизе фон Франц, Арнольду и Эми Минделлам, Якобу Морено, Владимиру Яковлевичу Проппу и некоторым другим авторам, которые описывали отдельные принципы, используемые в процессуальной сказкотерапии. К сожалению, литературы, посвященной собственно процессуальной сказкотерапии, нам встретить не удалось. Мы попытаемся, по мере наших сил, восполнить этот пробел.
Процессуальная сказкотерапия не является нашим изобретением. С этим методом мы познакомились на семинарах Андрея Леонидовича Лихтарникова и Елены Николаевны Чесноковой, за что выражаем им глубокую благодарность и признательность. Однако, за годы применения его на практике и размышления над наблюдаемыми результатами и обратной связью участников групп и индивидуальных клиентов, мы могли несколько отойти от формата, который был нам преподан изначально. Поэтому мы будем излагать теорию и практику процессуальной сказкотерапии так, как мы ее понимаем на данном этапе.
Теоретические основы метода
Метод процессуальной сказкотерапии основан на нескольких принципах, главными из которых, на наш взгляд, являются следующие пять:
- Проективность
Суть этого принципа заключается в том, что психический материал (в том числе материал бессознательного) переносится (проецируется) на какой-либо другой носитель, в нашем случае – на сказочный сюжет и персонажей. Этот новый носитель воспринимается отстраненным от реальной жизни субъекта, участвующего в исследовании, что позволяет глубинному неосознаваемому (в частности, вытесненному) психическому материалу проявиться в обход сопротивления.
- Амплификация
Этот принцип говорит о возможности расширить представления клиента о структуре своей личности и причинах собственных страданий за счет соотнесения его фантазий о жизни (написанной им сказки) со структурой волшебной сказки, являющейся архетипической. На структуре волшебной сказки мы специально остановимся чуть ниже.
- Поляризация
В волшебной сказке нет добра и зла. В ней есть семь персонажей (их мы перечислим позже), которые демонстрируют нам систему генетических (социогенетических) программ, обеспечивающих выживание человеческого индивидуума. Сказочное пространство освобождает нас от необходимости соблюдения культуральных этических норм, являющихся причиной вытеснения нежелательных психических процессов, и позволяет клиенту узнать о ресурсе, содержащемся в вытесненном материале.
- Топографичность
Этот принцип мы выделили для того, чтобы заострить внимание на возможности метода сделать видимой анатомию жизненного сценария клиента, взаиморасположение внутренних фигур его психической реальности за счет расположения заместителей этих фигур (участников группы, играющих их роли, или предметов, их обозначающих) в физическом пространстве помещения, где происходит работа (построения карты сказки).
- Процессуальность
Процессуальность, в нашем понимании, - это примат процесса над нашими представлениями о нем. То есть, мы больше доверяем тому, что происходит, чем тому, что мы думаем о том, что должно происходить.
Структура волшебной сказки
Изучая сказки разных народов, российский филолог Владимир Яковлевич Пропп пришел к заключению, что все волшебные сказки стремятся к одной и той же архетипической структуре, которая заключается в том, что определенный набор персонажей выполняет определенный набор действий.
Персонажи волшебной сказки
В.Я. Пропп выделяет 7 персонажей волшебной сказки.
А) Герой
Герой – это персонаж, который должен пройти сказку от начала до конца. Его путь в сказке начинается с какой-то потери. Только тот, у кого в начале сказки отняли что-то очень ценное, имеет шанс стать Героем. Это условие является необходимым, но не достаточным. Для того, чтобы стать Героем, данному персонажу необходимо отправиться на поиски утраченного, пройти испытание для получения Волшебного Дара и сразиться с Антагонистом.
Б) Антагонист
Антагонист – тоже очень важная фигура, без которой волшебной сказки – не будет. Он отвечает за обеспечение потери у Героя и, соответственно, придание сказочному процессу необходимой энергии.
В) Даритель
Даритель завершает триаду необходимых для волшебной сказки фигур. Он является обладателем Волшебного Дара – ресурса, с помощью которого можно победить Антагониста. Основная функция Дарителя – не давать Герою обрести этот Волшебный Дар, пока тот не пройдет испытание, находящееся за гранью привычных ему возможностей.
Г) Помощники
Помощники – это персонажи, которые неожиданно встречаются на пути Героя в тот момент, когда им самим требуется помощь. Их основная задача – тестирование Героя на способность вступать в контакт с миром безо всякой корысти. В случае прохождения этой проверки он получает доступ к ресурсу, которым обеспечивают его помощники. По Проппу, они выполняют «информационную и транспортную функцию», но борьба с Антагонистом остается единоличной задачей Героя.
Д) Родители
Функция родителей – отправить Героя в путь.
Е) Приз
Персонаж, который ничего не делает, но которым все хотят обладать. На психоаналитическом языке: объект желания.
Ж) Ложный герой
Персонаж, который отказывается пройти испытание, но при этом хочет получить приз.
Фабула сказки
Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология волшебной сказки» выделяет 31 функцию персонажей, определяющих структуру волшебной сказки. С нашей точки зрения, в психотерапевтическом плане наиболее важны следующие из них:
- Антагонист причиняет Герою ущерб.
- Герой покидает дом в поисках утраченного.
- Даритель предлагает Герою испытание.
- Герой проходит испытание.
- Герой получает Волшебный Дар.
- Герой вступает в борьбу с Антагонистом.
- Герой побеждает Антагониста с помощью Волшебного Дара.
- Герой возвращает утраченное.
- Герой возвращается домой.
Технология процессуальной сказкотерапии
Процесс работы с клиентской сказкой состоит из трех этапов:
А) Написание сказки
На этом этапе мы предлагаем клиенту (или участнику группы) рассказать сказку. Клиент может сочинять сказку непосредственно во время терапевтической работы или прийти с уже готовой сказкой, написанной заранее. Иногда он испытывает некоторые затруднения в процессе написания, которые связаны, по большей части, со страхом совершить ошибку, сочинить недостаточно хорошую сказку, выглядеть глупо и т.д. Поэтому задача терапевта – принимать и поддерживать любые проявления фантазии клиента с помощью прямого выражения одобрения или вопросов («кто жил-был?», «как его звали?», «что с ним случилось?», «как это произошло?» и т.д.), опирающихся более на интерес терапевта к процессу рассказывания, чем на знание структуры сказки. Это важно для того, чтобы не подгонять клиентскую сказку под идеальную структуру. Знаком ли сам клиент со структурой волшебной сказки – не имеет большого значения, так как бессознательно действующие стереотипы его жизненного сценария оказываются сильнее рационального знания.
Б) Проигрывание сказки
Процессуальную сказкотерапию можно использовать как в индивидуальной, так в групповой работе. Рассмотрим в качестве примера наиболее часто используемый нами вариант групповой работы.
После того, как клиент расскажет свою сказку, ему предлагается выбрать участников группы на роли персонажей. Затем автор сказки строит «карту сказки» - распределяет в пространстве основные места действия персонажей. В дальнейшем проигрывании сказки автор не участвует, оставаясь вместе с ведущим молчаливым зрителем разыгрывающейся драмы.
Непосредственно перед началом проигрывания сказки ведущий предлагает следующую инструкцию:
«Вы слышали сценарий сказки. Следовать ему или нет – решать вам. Самое важное сейчас, чтобы в процессе игры вы прислушивались к своим чувствам и ощущениям и ориентировались на то, что они вам подсказывают. Помните только, что нельзя причинять друг другу физический вред. Агрессию можно выразить словами или изобразить символически.»
После этого сказка начинает жить.
Момент окончания действия определяется ведущим либо по времени (например, через полчаса), либо по тому, что сказка приходит к своему структурно-логическому завершению (или очевидному тупику), либо по настоятельной просьбе автора.
В) Обсуждение
Процесс обсуждения состоит из двух основных блоков:
Шеринг
Участникам группы предлагается проговорить – с точки зрения их персонажей - чувства, ощущения и открытия, имевшие место во время проигрывания сказки. С нашей точки зрения, очень важно связать опыт, полученный в сказке с жизненным опытом. Обычно мы спрашиваем каждого участника в конце его рассказа: «Как связано то, что вы сейчас рассказали, с вашей жизнью?»
Анализ структуры сказки
Мы предлагаем участникам группы сравнить структуры написанной и сыгранной сказок с идеальной структурой волшебной сказки. В процессе этого анализа могут быть обнаружены расхождения, например:
- Герой не отправляется в путь.
- Нет Антагониста.
- Нет Дарителя.
- Герой отказывается пройти испытание.
- В сказке отсутствуют Помощники.
- Герой пытается победить Антагониста «любовью», отказываясь от борьбы.
- Герой не возвращается домой и т.д.
Каждое из подобных отклонений представляет собой проекцию личностных проблем на пространство волшебной сказки. Важно иметь в виду, что фигуры всех персонажей сказки являются внутренними фигурами личности автора сказки (и одновременно – внутренними фигурами каждого из участников группы, только другими) и поэтому их сила, слабость или искривленность отражают силу, слабость или искривленность его отдельных психологических функций.
Подробное изложение исследования возможных отклонений и их интерпретаций, к сожалению, выходит за рамки данной работы. Но мы рассчитываем вернуться к этому вопросу позднее.
Андрей Анатольевич Дегтярев – преподаватель Института практической психологии «Иматон», практический психолог, руководитель Школы психологического консультирования «Начало Пути», соведущий семинара «Процессуальная сказкотерапия»,
Светлана Дегтярева – практический психолог, экзистенциальный терапевт, психоаналитик.