Семья как система
Видеожурнал "Психотерапия в России". Выпуск №18 (апрель 2014).
Тема выпуска - "Семья как система".
Цикл передач "Лица отечественной психотерапии". Передача первая.
Гость студии: Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
В первой передаче из Цикла "Лица отечественной психотерапии" Эдмонд Эйдемиллер рассказывает о своих жизненных событиях, предопределивших выбор в пользу занятием семейной психотерапией, о встречах и совместной работе с другими известными отечественными и иностранными психотерапевтами и психиатрами. Говорим о тенденции современной семьи двигаться "от закрытости к открытости", о сложных влияниях на семью огромного информационного потока современности. Эдмонд Георгиевич на ясных примерах разъясняет взгляд на семью как на систему и говорит о потребности русскоговорящих людей анализировать себя и "окунаться" в свое прошлое. Говорим о том, куда будет развиваться семья, и о большой роли детей как "учителей и переводчиков информации" для своих родителей.
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер: "Когда я столкнулся с работами Сальвадора Минухина, я впервые узнал, что, оказывается, семья-то и не только семья, но и личности, народы, организмы - это всё системы. А что такое "система"? Система - это связь элементов. Вот если взять мой организм как систему. Существуют система атомов, система молекул, система клеток, система тканей, система органов и система систем, и, наконец, ещё система личности. И это все взаимосвязано. И в норме осуществляется как внутри сложной системы под названием "Человек", так и вне её, обмен энергией и информацией. Такая живая открытая система! И когда я сделал такое открытие, а я его сделал первым в Советском Союзе в середине 1980-х годов, я понял, что до этого я занимался каким-то пробразом, каким-то эскизом семейной психотерапии. Что оказывается, семья как система оказывает влияние на её части, а части влияют на целое. И мы учимся друг у друга. Не зря же Фрейд называл детей "учителями любви для родителей" и "родителями родителей"! Я могу сказать, что, конечно же, опыт взаимодействия с собственными детьми - это то, что позволяет нам жить и развиваться. В свою очередь, мы влияем на своих детей".