Альянс Помогающих Практик

Психологи и психотерапевты, психологическая помощь в Санкт-Петербурге.

Тел.: +7 (812) 971-27-97

Процесс супервизии: экзистенциальный взгляд (дайджест статьи Р.Кочюнаса)

Супервизия – это универсальная форма поддержки терапевтов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. Как говорят Hawkins и Shohet (1989), супервизия может ...дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций.

В процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

• лучше понимать своих клиентов;
• осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;
• путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;
• лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;
• структурировать терапевтические взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;
• находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами, а также уменшить риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов.

В чем заключаются особенности экзистенциальной супервизии?

Традиционно понимаемой супервизии свойственны «родительские отношения», в которых основное внимание уделяется нуждам супервизируемого терапевта, на которые старается откликаться более опытный и знающий супервизор. В экзистенциальной супервизии подчеркивается партнерство в отношениях супервизора и терапевта, их со-творчество в процессе супервизии, фокусированность на процессах в самой супервизии.

D.Shainbery (1983) очень реалистично описывает ситуацию в терапии, с которой сталкивается каждый практикующий профессионал и каждый супервизор, слушая рассказ терапевта о клиенте и собственных трудностях: «Очень часто клиенты недостаточно ясно знают, чего хотят, о чем думают, что чувствуют. Они не чувствуют себя способными создавать свою судьбу, опираясь на собственные силы. Их самооценка и выбор направления жизни зависит от других. Они не справляются со своей тревогой. Они с трудом могут увидеть свою роль в возникновении трудностей. Они прерывают отношения, если поведение других по отношению к ним не соответствует их ожиданиям или когда не получают ожидаемого результата. Терапевт в этой ситуации ожидания клиента часто видит таким образом: «Помоги мне. Сделай что-нибудь, чтобы моя жизнь стала лучше. Если не сможешь, значит ты недостаточно компетентен. Я тогда брошу тебя, перестану уважать тебя».

Когда супервизия фокусируется на «терапевтическую систему», главным с экзистенциальной точки зрения является не диагностика клиента (важнее понять, как и чем он живет в настоящем, контекст его жизненной истории, в котором проявляются трудности и расстройства, кем и каким он является непосредственно в «терапевтическом пространстве») и не выбор тех или иных способов помощи (хотя этого вопроса тоже касаются участники супервизии). Главной фигурой в супервизии является сам супервизируемый терапевт – со своими гипотезами, предположениями, чувствами, иллюзиями, страхами, пониманием терапевтического процесса – и характер его отношений с клиентом, их динамика. Супервизору важно обратить его внимание, что в терапии нереально полностью узнать клиента, такие претензии могут привести к упрощенному видению клиента или самообвинениям терапевта, также терапевт никогда не может быть полностью уверенным в правильности и оптимальности своих действий по отношению к клиенту. Психотерапия является процессом, в котором вместо объективных истин, к которым могли бы прийти участники этого процесса, «встречаются» субъективные представления терапевта и клиента о происходящем в жизни последнего, поэтому не может быть единственного «правильного пути» к терапевтическим целям. В любой терапевтической ситуации существует много вариантов продолжения, много возможных способов помощи клиенту. Супервизору важно стимулировать поиск супервизируемым терапевтом разных вариантов его действий в той или иной ситуации. Худшее, что может быть, это чрезмерная привязанность к какому-нибудь одному способу помощи. Как говорил А. Maslow, «если единственный инструмент, который у вас имеется – молоток, то во всем окружающем вы будете склонны видеть гвозди».

При фокусировании супервизии на элементах «супервизорской системы» на первое место выходит происходящее между супервизором и супервизируемым терапевтом, т.е. основные принципы и содержание их взаимодействия. Это не значит, что в данном случае игнорируется потребность супервизируемого терапевта в лучшем понимании происходящего в его работе с клиентами. Здесь терапевтический процесс рассматривается посредством происходящего «здесь и сейчас» в супервизии, через отражение в процессе супервизии особенностей отношений и взаимодействия терапевта и клиента на терапевтических сессиях. Фокус на происходящем непосредственно в «супервизорской системе» очень часто используется в экзистенциальных супервизиях. Именно через призму супервизорских отношений можно лучше понять, как терапевт строит отношения с клиентом в «терапевтической системе», каким он в ней является и как его «способ быть с другими» отражается на успешности терапевтической работы.

Общеизвестно, что страх оказаться профессионально несостоятельным, получить негативную оценку своей работы от авторитетного, уважаемого профессионала большинством терапевтов и консультантов переживается намного болезненней, чем личностное несовершенство, наличие нерешенных личностных и жизненных проблем. Поэтому для продуктивной атмосферы супервизии, успешных супервизорских отношений так важно внимание супервизора к сохранению и поддержке профессиональной самооценки супервизируемого терапевта, адекватное понимание своих супервизорских полномочий, умение пользоваться властью, предоставляемой самой ситуацией супервизии, чтобы избежать манипулирования своей авторитетностью и компетентностью. «Быть вместе» в супервизии означает предоставление пространства для супервизируемого терапевта открыто высказываться по поводу всех аспектов супервизорского процесса, строить любые предположения, задавать любые вопросы, не думая об их значимости или уместности, свободно делиться своими переживаниями как по поводу работы с клиентами, так и по поводу происходящего непосредственно на супервизии, без необходимости приспосабливаться к супервизору.

Для развития профессиональной компетентности супервизируемых исключительно важным является осознание супервизором собственной ограниченности: в понимании клиентов, о которых рассказывает терапевт, в понимании возможностей терапевта, в понимании своих возможносей помочь. Отказ от образа, роли всемогущего помощника, неошибающегося эксперта делает процесс супервизии живым диалогом, в котором происходит работа не «для терапевта» или «вместо терапевта», а скорее совместный поиск предположительных ответов, касающихся сложных терапевтических ситуаций.